ЗАКАЗАТЬ

Создание бренда Tetra Pak. История легенда бренда Tetra Pak. Логотип Tetra Pak

Честолюбивый шведский инженер Рубен Раусинг стал одним из самых состоятельных людей Европы ХХ века. Но сначала, для того чтобы воплотить в жизнь идею о выпуске бумажной упаковки для молока, ему потребовалось 24 года непрерывной работы

От бутыли к пирамиде

Будущий основатель Tetra Pak родился в 1895 году в рыбацком поселке близ Рауса – крошечного городка в южной Швеции. Его родители носили очень распространенную в Скандинавии фамилию Андерссон. Но во время службы в армии к Рубену прицепилось прозвище Раусинг. И позднее, занявшись бизнесом, он сделал его своим псевдонимом, чтобы выделиться из длинного списка других предпринимателей-однофамильцев.

После демобилизации Раусинг учился в Торговом университете в Стокгольме, а затем в США. Недолгое время работал в полиграфии, а затем целиком посвятил себя упаковочной индустрии.

Все началось с идеи, далеко не эксцентричной и лежащей как бы на поверхности. В конце 1920-х годов мировая пищевая промышленность вышла на качественно новый уровень развития: появились полуфабрикаты, бурно развивалось производство консервов, возникла необходимость перевозить продовольствие на значительные расстояния и др. Рубен Раусинг пришел к выводу, что индустрия питания нуждается в принципиально новой экономичной и гигиеничной упаковке.

К тому времени, когда молодой инженер приступил к реализации своей идеи, у него не было ничего, кроме честолюбия и далеко идущих амбиций. Родственники Рубена были небогаты, а сам он первым в семье получил высшее образование. Первоначально Раусинг решил занять денег у крупных промышленников. Но основатель компании «Электролюкс» Аксель Вернер Грен, к которому предприниматель обратился за кредитом, посчитал его идеи неперспективными. А финансовая империя Валленбергов сочла упаковочный бизнес чересчур рискованным. Оставалось полагаться на свои силы, на собственные небольшие сбережения. В 1929 году Рубен вместе со своим другом и единомышленником Эриком Окерлундом основал небольшое предприятие «Окерлунд и Раусинг». Спустя четыре года он выкупил у своего компаньона его долю и стал единоличным владельцем фирмы, от которой спустя 17 лет отделилась знаменитая Tetra Pak.

Набрав штат сотрудников, Раусинг начал работу. И не без творческого успеха: было создано несколько вариантов упаковки для муки, сахарного песка, других сыпучих продуктов. Однако с упаковкой для молока пришлось изрядно повозиться.

Вплоть до Второй мировой войны, да и в военные годы, молоко и сливки продавались исключительно в розлив или в стеклянных бутылках. Продукция терялась при розливе, бутылки бились – казалось, рынок с первой подачи должен был подхватить идею одноразовой упаковки – легкой, дешевой, стерильной и транспортабельной. Но у молодого предприятия «Окерлунд и Раусинг» дела шли далеко не блестяще. Раусинг был весьма озабочен и раздражен: во время и после войны огромные доходы приносило строительство и другие крупномасштабные финансовые операции. Упаковочный бизнес на этом фоне казался не просто нерентабельным, но и убыточным.

Но сотрудники фирмы Эрик Валленберг (однофамилец известных финансистов) и Эрик Торудд не тратили времени зря, придумывая разные виды упаковки. Первоначально они экспериментировали с конструкцией в виде параллелепипеда. И вдруг, в один зимний вечер, когда Эрик Валленберг сидел дома с высокой температурой и мастерил из бумаги макеты упаковки, его осенило: идеальная форма – тетраэдр, четырехгранная пирамида. Ее легко склеить и, что немаловажно, легко заполнить нужным содержимым. Она удобна, занимает мало места и супертранспортабельна.

Несмотря на то что изобретение принадлежало Эрику Валленбергу, Рубен Раусинг оформил патент на свое имя. Лишь спустя несколько десятилетий, в 1991 году, Шведская научно-инженерная академия и другие высокие инстанции признали авторство Эрика Валленберга. Он был удостоен Большой золотой медали изобретателя. Хотя, пожалуй, еще большей наградой для него могли бы стать слова великого датского физика, лауреата Нобелевской премии Нильса Бора, сказанные по этому случаю: «Еще ни разу в истории человечества математическая идея не нашла столь удачного практического воплощения».

Заслуга Рубена Раусинга в том, что он сумел чисто инженерную находку перевести в русло большого бизнеса.

«Делать то, что другие считают немыслимым»

Упаковка в форме тетраэдра была придумана в 1944 году, но прошло еще несколько лет, прежде чем новую конструкцию удалось запустить в производство. Хотя Швеция не воевала, ее экономике не хватало динамичности, не было финансовых ресурсов для освоения новой продукции. Трудности с привлечением кредитов усложнялись чисто инженерной проблемой: не так-то просто оказалось найти подходящий материал, в который можно было разливать молоко и сливки.

Однако Раусинг умел терпеть. И еще он умел затягивать пояс, живя скромно и вкладывая скудную прибыль в научные разработки. Для защиты бумажной поверхности было перепробовано множество типов пластиков, пока выбор не пал на картон, покрытый полиэтиленом, который до этого использовался исключительно в оборонной промышленности.

Затем потребовалось разработать технологическую цепочку и сконструировать специальное оборудование. Первая упаковочная линия для производства тетраэдров была сконструирована в 1952 году молочной ассоциацией «Лундаортенс». Она предназначалась для розлива сливок в упаковки объемом 100 мл. Согласно одной из легенд, линию привезли на молокозавод в город Лунд в... вагоне, запряженном лошадью, поскольку у экономившего на всем Раусинга не оказалось подходящей грузовой машины.

Промышленные испытания линии начались в том же 1952 году. А когда спустя пару лет они успешно завершились, «тетрапаковцам» еще предстояло убедить соотечественников покупать молоко, расфасованное в бумажные пакетики! Ко всему новому нужно приспособиться – а у домохозяек молоко часто выплескивалось на пол, как только у пакета срезалась макушка.

Но ситуацию спасло появление супермаркетов. Торговля, поставленная на поток, продиктовала спрос на универсальную форму упаковки. Тетраэдры хорошо укладывались в тару, их легко было размещать на прилавках.

В 1953 году на бумажные пирамидки Tetra Pak перешли крупнейшие молокозаводы Стокгольма. Затем их примеру последовали другие шведские производители молока. За пределами Швеции первой оборудование Tetra установила компания Alster Milchwerk из немецкого Гамбурга.

Так началось триумфальное шествие «пирамидки» Tetra по планете.

Глобальный бизнес

Рубен Раусинг наконец-то мог перевести дух. Он 24 года (!) трудился не покладая рук над воплощением в жизнь, казалось бы, нехитрой идеи. Чтобы завоевать рынок, ему пришлось распутать клубок научных, технологических, финансовых, маркетинговых проблем. Он занимался этим в буквальном смысле от рассвета до заката. И был сполна вознагражден за свое упорство. За десять лет компания увеличила свои обороты на 30%.

При этом владелец компании Tetra Pak продолжал расширять сферы бизнеса, в которых могло найти применение ее ноу-хау. Слегка изменив технологическую линию, он начал выпускать не только тетраэдры, но и призмы – пакеты в форме кирпича (в ряде стран именно такая упаковка оказалась более удобной). Спустя два года после дебюта пирамидки в Швеции концерн начал экспортировать оборудование. В 1956 году компания открыла огромную фабрику в Лунде, где и по сей день располагаются ее головной офис, лаборатории и производственные мощности. В 1961 году был разработан асептический вариант, резко увеличивший сроки хранения молочных продуктов.

Коммерческий успех картонной упаковки навел руководство Tetra Pak на мысль, что ее можно использовать не только для розлива молока. Шведы совместно с иностранными партнерами начали исследования в этом направлении, и в 1974 году канадская фирма Leiterie Cit впервые в мире упаковала в «кирпичик» от Tetra Pak сок. В 1975 году компания Раусинга вышла на азиатский рынок, заключив контракт с правительством Ирана. Затем упаковку Tetra Pak стали выпускать в Великобритании и Китае. В Азии и Африке не пришлось даже тратиться на рекламу. В этих регионах гигиеничные и легкие пирамидки позволили производителям молока успешно противостоять жаре, сложностям с транспортировкой продукции в отдаленные регионы.

В 1961 году первый завод, выпускающий молоко в пакетах, появился в СССР: советские власти заключили с Раусингом соглашение о поставке в страну 20 производственных линий. А в 1980 году продукцию Tetra Pak официально признало Министерство здравоохранения США.

Выход на американский рынок оказался последним достижением Рубена Раусинга. В конце жизни он несколько отошел от дел компании, обдумывая крупные панскандинавские проекты. Например, он предлагал осушить Эресуннский пролив, разделяющий Данию и Швецию, а на его месте насадить фруктовые сады. К тому времени Tetra Pak и ее дочерние фирмы превратились в огромную промышленную империю с $8 млрд. ежегодного оборота. В начале 80-х Tetra, спасаясь от гигантских шведских налогов, перебралась за границу. Сыновья Раусинга – Ханс-Кристиан и Гатт – поселились в Великобритании. А их дети живут сейчас в Швейцарии, США, Швеции и в той же Великобритании.

Рубен Раусинг скончался 10 августа 1983 года, оставив после себя уникальный бизнес, не имеющий аналогов в истории. Своим сыновьям он завещал не только миллиарды и огромную промышленную империю, но и некоторые черты своего характера: упорство, интуицию, страсть к соперничеству. В 1989 году Международный институт питания назвал технологию Tetra Pak наиболее значительным изобретением в области пищевой промышленности за последние 50 лет.

TETRA PAK СЕГОДНЯ

К 1992 году компания Tetra Pak вышла на такой уровень развития, когда руководить бизнесом в рамках существовавшей системы управления стало практически невозможно. Чтобы преодолеть кризис управления, компания открыла три региональных офиса – американский в штате Джорджия, азиатский в Сингапуре и европейский в Швейцарии (он курировал также подразделения в странах Ближнего Востока и Африки). Этим офисам было поручено управлять 77 дочерними предприятиями компании в разных странах, 68 заводами, выпускающими упаковочный материал, и 10 предприятиями по сборке упаковочных машин. Персонал компании в то время насчитывал 20,2 тыс. сотрудников. Одним из ноу-хау Раусингов стало коллегиальное управление бизнесом. Они вполне обходились без централизованной верхушки менеджмента и без официального единоличного главы фирмы.

В 1993 году, в результате полного слияния корпораций Tetra Pak и Alfa Laval, на рынке появился мегаконцерн Tetra Laval International. С этого времени компания не только занимается производством упаковки, но и продает оборудование для изготовления продуктов питания, машины по производству сыра и многое другое. На упаковочное подразделение приходится 20% продаж Tetra Laval.

Сегодня компания Tetra Laval выпускает 90 млрд. упаковок в год, обеспечивая ими почти весь мир. Сейчас каждую неделю во всем мире продается почти миллиард литров соков, молока, кефира, вина и соусов в картонных упаковках Tetra Pak, впрочем, давно изменивших форму – теперь в моде параллелепипеды.

Источник: respublika-yk.ru


Заказать создание бренда в студии брендинга и графического дизайна LogoMaster Studio
Вы можете по телефону:


+38 044 229-28-22.

Полная контактная информация в разделе "Контакты".


Вернуться на страницу "Легенды брендов"

Разработка логотипа, создание логотипа, создание фирменного стиля, разработка фирменного стиля - наша любимая работа!

Получите консультацию
удобным для Вас способом!

Быстро Вам ответим или звоните:
+38 067 799-84-98